Мышление

Мне всегда было очень интересно, как люди вокруг меня мыслят, как работает их мозг; к сожалению, узнать это невозможно, но есть множество внешних маркеров, по которым можно о чём-то судить. К одному из таковых можно отнести язык и собственно отношение к этому языку.

Каждый день я встречаю тонны ошибок при письменном общении, наиболее частыми являются неумение определять, где используется инфинитив («хочеться учится»), неверное раздельное написание слов («на пример» в значении «например»), непонимание смысла собственного предложения и его характера (предложение «я не знаю, где находится дом», оканчивающееся вопросительным знаком), неверная постановка знаков по условному рефлексу (ставить запятую всегда перед словом «как» или же всегда вокруг слова «ну»). И ещё целый ворох более редких ошибок.

Очень хочется понять причины этого явления. На вопрос о том, почему человек так делает, он отвечает, что он-де в интернете, что он-де спешил и что вообще это не важно.

Мне кажется, что у таких людей процесс получения готового предложения на примере нескольких языков выглядит примерно следующим образом (справа — схема, по которой, как мне кажется, работает моё мышление).

То есть человек, например, хочет сказать, что ему хочется учиться, в голову ему приходят понятия «я», «хотеться» и «учиться», он знает, что «я» + «хотеться» звучит «мне хочется», знает, что понятие «учиться» так и звучит, и в итоге получает, что конечное предложение должно звучать «мне хочется учиться», даже не задумываясь, что «учиться» выполняет функцию названия действия, а «хочется» — функцию описания действия объекта (в данном случае безличного). Большинство просто на слух запишут транскрипцию прозвучавшего предложения буквами и получат либо «мне хочется учиться», либо «мне хочеться учиться», либо «мне хочется учится», либо «мнехочет ся учит ся» и так далее.

Часть людей пойдут чуть дальше. Эти люди помнят школьную программу и свято верят, что систему обучения русскому языку придумали не идиоты. Они начнут задавать к этим глаголам вопросы «что делать?», «что делаться?», «что делает?», «что делается?», тем самым напрочь закрывая себе путь к пониманию функции инфинитива. Они не понимают, что суффикс -ть- является атрибутом инфинитива, не знают, почему именно он должен там использоваться; у них иное правило, которое, что характерно, уже касается не наличия суффикса -ть-, а — барабанная дробь — правописания «-тся-/-ться-»!

Кстати о школе, изучение русского языка в наших школах — опасное и глупое занятие. Методика отупляет школьника, его насильно заставляют меньше думать о функциональной роли того или иного понятия в предложении и больше использовать вторичные мнемонические правила, которые в идеале позволят человеку грамотно писать, но грамотность его будет неосознанной. Достаточно представить, что врач назначает пациенту лекарство лишь по его симптомам без постановки диагноза и без знания течения внутренних процессов и действия компонентов лекарства.

Далее, порой складывается впечатление, что люди уже и не оперируют какими бы то ни было понятиями, они как будто мысли свои уже получают готовенькими в виде аудиоряда на родном языке, что подтверждает такие часто встречающиеся явления как «вобщем», «вообщем», «вообщим» и «в ообщим». Что самое страшное, что в таком случае человеку захотелось использовать «в общем», он его услышал, а написал «вообще».

Ещё один пример с «как-то» и «как то». Они как будто не понимают, что «как-то» — это, вообще говоря, одна единица и несёт один смысл, а «как то» — это уже самостоятельная единица «то» со служебным словом «как».

Отдельной категорией безграмотных людей можно выделить «параноиков». Эти вообще забавные, при письме они тяготеют к нескольким штампам принятия решения при сомнительном написании. Например, одни будут чаще ставить букву -о- в незнакомых словах, другие — -а-, одни будут чаще писать слова слитно («таккак», «такто»), другие — раздельно («как то» в значении «как-то»), одни будут пытаться минимизировать количество знаков, другие — максимизировать.

Некоторые мои друзья высказывают мнение, что такие люди лишь в некотором роде имитируют деятельность мозга, просто набравшись элементарных навыков передачи незначительных кусочков информации, а на самом деле, мол, они просто паразитируют на обществе людей, способных к самостоятельному мышлению. Я в этом не уверен, ведь некоторые из них выполняют достаточно высокоинтеллектуальную работу, хотя я им не особо доверяю в профессиональном плане, так как неграмотность показывает то, что человеку свойственно оперировать на поверхности, не вдаваясь в подробности, не уделяя должного внимания тщательному изучению своего дела.

А нужна ли вообще грамотность? Нужно ли писать правильно? Я считаю, что да. На то у меня есть несколько весомых причин.

  1. При чтении безграмотные тексты вызывают серьёзные затруднения у человека, который понимает фунциональность языка и его элементов, приходится видеть одно, а в голове перебирать различные варианты и читать совсем другое.
  2. От русской культуры, кроме языка, пьянства и курения большинством страны, ничего по большому счёту не осталось. Неужели не жалко плевать на последнее наследие?
  3. Проблемы авторитета. Как можно доверять профессионалу, который не отличает «учиться» от «учится»? Может, он и в SQL-запросе AND от OR не отличает.

Есть и менее весомые причины, но им здесь не место.

P.S. А ещё есть такие, у которых, по всей видимости, рак мозга или врождённая идиотия, эти в вопросительных предложениях не ставят вопросительный знак, гореть им в аду.

P.P.S. Да, я считаю, что те, кто проверяют правописание «-тся-/-ться-» с помощью вопроса, с большей вероятностью не способны логически мыслить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *